Тематические статьи

Главная » Статьи » Информационные » Толкования

"Прикладное" искусство

Хохломская роспись

Определение

Под прикладным искусством обычно имеют в виду род творческой деятельности, при которой художественная функция произведения в той или иной мере сочетается с утилитарной. Поэтому произведение прикладного искусства можно воспринимать как художественную ценность для использования её в практической деятельности.

Сложность подобного определения заключается в том, что художественное качество также представляет собой преображенную полезность (утилитарность), результат духовного, идеального переосмысления практических потребностей человека.

Поэтому искусство (как искусная деятельность вообще) становится художественной в той мере, в какой человеку удается преобразовать свои практические потребности в идеальные ценности. «Художественный образ духовен по своей модальности, он является формой идеальной субъективной реальности, локализующейся в человеческом сознании». Однако в искусстве происходит постоянное превращение идеального духовного содержания в материальную форму: «материализация духовного и одухотворение материального». Результатом этого процесса является проникновение художественного мышления в сферы утилитарной деятельности — в ремесло, в технику, в строительство и, наоборот, техническое творчество внедряется в художественное.

Мерседес расписанный под хохлому

Однако словосочетание «прикладное искусство» следует применять, во избежание путаницы понятий, только к тем явлениям творческой деятельности, которые несут в себе художественно-образное содержание. Такие области как дизайн, оформительское искусство, моделирование одежды, основным содержанием которых являются не художественные, а эстетические ценности, не следует называть прикладным искусством. Вопреки буквальному прочтению термина, искусство никуда не прикладывается, оно существует по определению. Художественная ценность не прилагается к материальной, а одно переходит в другое. Поэтому все разновидности прикладного искусства имеют подвижную, асимметричную функциональную структуру, в которой исторически меняется соотношение ценностей.

Из истории

В искусстве Древнего мира не существовало прикладного искусства, поскольку все его функции были неразделимыми. В античном искусстве также не разделяли понятий «техника» и «искусство», то и другое обозначали понятием Techne. В Древней Греции статуями не любовались в музеях, с ними всегда что-то делали: поклонялись, украшали цветами и плодами, одевали в дорогие ткани, им подносили еду и напитки и обращались с просьбами.

резьба по дереву

Все произведения искусства служили атрибутами мифологически-религиозного образа жизни. В произведениях Плиния Старшего и Павсания восторженные оценки произведениям искусства даются за иллюзию и тонкость технического выполнения. Поэтому применение термина «прикладное искусство» по отношению к античности неприемлемо. В средневековом искусстве усиливалась специализация мастеров, наряду с греческим Techne встречается латинское слово Arsis («свободный труд»). Однако в Средние века еще не определилась область «чистого искусства», свободная от утилитарности, поскольку живопись и скульптура развивались внутри архитектурной композиции. Отсюда столь неорганичное звучание определений вроде: «прикладное искусство Византии» или «прикладное искусство средневековой Франции». В Средневековье существовала особая область художественных ремесел, но их функциональная структура отлична от прикладного искусства Нового времени. Учитывая это обстоятельство, специалисты склонны использовать иные термины: «художественные ремесла» либо «малые формы искусства». Например: малые формы искусства Древней Греции, «малые формы» традиционного искусства Китая и Японии. Метаморфозы значений, смыслов, функций произведений античного искусства хорошо раскрывают истории их бытования и связанные с ними мифы. В историческом развитии форм художественного мышления следует также отличать бифункциональность от декоративности — качества, возникающего в результате художественного переосмысления связи произведения искусства с окружающей средой.

резьба по дереву

Произведения декоративного и прикладного искусств имеют разные функции и поэтому представляют собой различные виды искусства, но в процессе исторического развития они взаимодействуют. В сакральных видах искусства взаимодействуют художественная и религиозная функции, но из-за этого их нельзя называть «прикладными». После эпохи Итальянского Возрождения, когда произошло размежевание архитектуры, живописи и скульптуры, образовалось станко?вое искусство — живописная картина, скульптура, не связанные с определенным местом в архитектурной среде. С этого времени можно говорить об отдельной сфере декоративно-прикладного искусства.

Главным качеством «прикладного» произведения является его вещность. Например, жанр портрета относится к полифункциональному искусству, поскольку собственно живописное содержание портрета дополняется внехудожественным — документальным, фактологическим. То же происходит в классическом жанре картины на историческую тему. Но мы не называем такие произведения прикладными, поскольку вне художественная часть их содержания еще не превращает их в вещь.

Бронзовая змея

Иной пример: в коллекции Уоллеса в Лондоне экспонируется отлитое из бронзы изображение свернувшейся в клубок змеи, выполненное пугающе натуралистично. Произведение создано в Северной Италии около 1600 г. и служило прессом для бумаг. Но при взгляде на эту змею не возникает ощущения «вещи», слишком сильна ее «портретность». Такие произведения ввиду сложности их функционально-образной природы трудно отнести к определенному роду искусства.

В середине XIX века в связи с успехом Всемирных выставок, под влиянием роста промышленного производства в разных странах создавались музеи прикладного искусства.

В 1857 г. такой музей был создан в Лондоне (см. Виктории и Альберта музей в Лондоне). В 1859 г. Королевский музей искусства и промышленности открылся в Вене. В России проводили «мануфактурные выставки», с 1870 г. утвердилось название «художественная промышленность».

Деревянный руль и торпеда

Формы «вынужденного прикладного искусства»

В искусстве XX века помимо дизайна, архитектурного проектирования, существования традиционных народных промыслов и художественных ремесел появлялись формы «вынужденного прикладного искусства». Художник обращался к прикладному роду творчества из прагматических или коммерческих соображений. Результатом «размывания» художественного творчества в охватывающем его поле коммерческой деятельности является появление пренебрежительного термина «поделка» — виртуальная реальность; кич; клип; комикс; «коммерческое искусство»; «материализация духовного и одухотворение материального»; компьютерная графика; массовая культура; поп-арт и т.д.

В 1960—1970-х гг. художники стали уходить из области прикладного искусства в сферу «чистой предметности», они создавали предметы, но не вещи. Внешне сходные с изделиями, имеющими утилитарную функцию, такие предметы как бы изображали сами себя. Возникал эффект двойного отражения. Одни критики посчитали это явление «кризисом прикладного искусства», другие объявили о появлении нового способа творчества — «искусство предметного мира».

холодильники расписанные под хохлому

Виды «прикладного» искусства

Прикладное искусство подразделяют на виды согласно утилитарной функции: мебель, утварь, одежда; на разновидности в зависимости от используемого материала: изделия из керамики, стекла, металла, дерева. Специализация художника-прикладника зависит от техники обработки материала, например резчик по дереву, чеканщик по металлу, живописец по фарфору. Такие мастера, согласно классической традиции, совмещают навыки художника (рисовальщика, композитора, модельера) и ремесленника, технолога.

Взаимодействие видов искусства в «пограничных областях» породило, в частности, прикладную графику. В нее включают афишу, плакат, книжную графику, экслибрис, эпиграфику, эмблематику (прикладную или декоративную графику следует отделять от дизайн-графики, где ведущим является эстетический, а не художественно-образный метод). Термины «прикладная живопись» или «прикладная скульптура» неприемлемы, поскольку, взаимодействуя с архитектурой или композицией декоративно-прикладного искусства, живопись преобразуется в роспись, а скульптура — в декоративную пластику, либо в монументально-декоративную скульптуру.

часы расписанные под хохлому

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.

Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями, нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию.

Средства изобразительных искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра).

деревянный автомобиль

Единство и различия художественной и утилитарной функции

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоёв и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает в декоративно-прикладном искусстве интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.

оформление телевизоров в багет

Однако вплоть до середины XIX века мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в др. видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX века приводят к постепенному оскудению эстетического качества и образно-эмоционального содержания декоративно-прикладного искусства.

Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство массового машинного производства художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, «Дармштадтская колония художников» в Германии) или фабричного труда, возродить образно-эмоциональную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды.

шахматный стол

Возрождение и падение

Возрождение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 1930-е гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства лучших технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в первые годы после Великой Отечественной войны, заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства.

С середины 1950-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, истинные художники были заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Но такие произведения призваны служить лишь зрительными акцентами в массовой художественно-организованной среде, образуемой изделиями заводского изготовления и предметами, которые создавались на базе унифицированного дизайнерского проектирования.

Эксклюзивные нарды

эксклюзивный стол

мебель из резного дерева

раковина выполненная из дерева

часы

аэрография на автомобиле

аэрография на автомобиле

аэрография на автомобиле

настольный письменный прибор

эксклюзивная шкатулка

поднос с росписью

деревянный перстень

настольный письменный прибор

красивый чайный сервиз

деревянный мотоцикл

стекляный рог

красивые кованые ворота

фигурка черепахи

фигурка носорога

фигурка ботинка с янтарем

янтарное яйцо

фигурка кареты

журнальный стол в виде слона

фигурка слона

церковная посуда

Категория: Толкования | Автор: Деев Евгений (16.10.2016) Просмотров: 832